Журнал Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике
The journal of the Russian society for non-destructive testing and technical diagnostic
 
| Русский Русский | English English |
 
Главная Текущий номер
06 | 12 | 2025
2025, 12 декабрь (December)

DOI: 10.14489/td.2025.12.pp.068-075

Наугольнова И. А.
МАТРИЦА РЕАГИРОВАНИЯ НА ОПАСНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПАРАМЕТРАХ КАЧЕСТВА НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
(с. 68-75)

Аннотация. Представлена структурированная модель управления качеством продукции, охватывающая десять стадий ее жизненного цикла ‒ от анализа потребностей рынка и формирования концепции продукции до ее утилизации и списания. На основе проведенной систематизации стадий жизненного цикла продукции разработана матрица реагирования на возможные отклонения параметров качества продукции, субъекты и объекты воздействия, формы вмешательства. Предложенный подход позволяет своевременно выявлять риски ухудшения качественных характеристик изделия, устанавливать зоны ответственности и выбирать обоснованные меры по предотвращению рисков снижения качественных характеристик продукции и их улучшению. Практическая ценность работы заключается в создании универсального инструмента, применимого на предприятиях с различным уровнем технологической зрелости, для повышения согласованности действий различных функциональных подразделений. Научная значимость заключается в уточнении взаимосвязи между стадиями жизненного цикла продукции и механизмами обеспечения высокого качества продукции, а также в расширении методического инструментария управления промышленными предприятиями.

Ключевые слова:  жизненный цикл продукции, управление качеством, матрица реагирования на отклонение параметров качества, промышленное предприятие.


Naugolnova I. A.
RESPONSE MATRIX FOR HAZARDOUS DEVIATIONS IN QUALITY PARAMETERS AT PRODUCT LIFE CYCLE STAGES
(pp. 68-75)

Abstract. The article presents a structured model for product quality management encompassing ten stages of the product life cycle ‒ from market needs analysis and product concept development to disposal and decommissioning. Based on the systematization of life cycle stages, a response matrix has been developed to address potential deviations in product quality parameters, including subjects and objects of influence, as well as forms of intervention. The proposed approach enables timely identification of risks related to the deterioration of product quality characteristics, delineation of areas of responsibility, and selection of well-founded measures for risk prevention and quality improvement. The practical value of the study lies in the creation of a universal tool applicable to enterprises with varying levels of technological maturity, aimed at enhancing the coordination of actions across functional units. The scientific significance lies in clarifying the relationship between the stages of the product life cycle and mechanisms for ensuring high product quality, as well as in expanding the methodological tools available for managing industrial enterprises.

Keywords: product life cycle, quality management, matrix of response to deviation of quality parameters, industrial enterprise.

Рус

И. А. Наугольнова (ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия) E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

Eng

I. A. Naugolnova (Samara State Medical University, Samara State University of Economics, Samara, Russia) E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

Рус

1. Tsoy A. S. The quality of management a design organization in accordance with normal requirements // XX Междунар. науч. конф. «Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации» / СибГУ им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск, 19 мая 2021 г. Красноярск, 2021. С. 301 ‒ 303. EDN CSKNLI.
2. Гличев А. В., Азгальдов Г. Г., Крапивенский З. Н. и др. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. 1968. № 1. С. 34‒35.
3. Бородкина С. В., Хубаева А. Е., Невзоров Д. С., Колдин М. С. Контроль качества продукции на стадиях ее жизненного цикла // Наука и Образование. 2022. Т. 5, № 2. EDN EXHIHB.
4. Пермовский А. А., Романовская Е. В., Бакулина Н. А., Максимова К. А. Контроль управления качеством продукции на предприятии // Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 57. DOI: 10.24411/2413-046X-2020-10766. EDN KWVSSS
5. Эльбиева Л. Р., Садилова А. Б., Исакова Б. Л. Теоретические аспекты управления качеством продукции // Экономика и предпринимательство. 2022. № 4(141). С. 896 ‒ 899. DOI: 10.34925/EIP.2022.141.4.161. EDN LKQXUQ.
6. Мартьянов К. П., Наугольнова И. А., Павлов И. Б. Функциональный, системный и процессный подходы к управлению предприятием // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 10. С. 3677 ‒ 3688. DOI: 10.18334/ce.17.10.119284. EDN NHRSAD.
7. Султанов И. А. Управление качеством проекта: концептуальные подходы и практические методы // Методы менеджмента качества. 2020. № 10. С. 14 ‒ 21. EDN UEFXEK.
8. Васильев В. А., Александрова С. В. Управление качеством на основе цифровых технологий // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2022. № 9(135). С. 18 ‒ 25. DOI: 10.30987/2223-4608-2022-9-18-25. EDN OXNQLQ.
9. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент = Marketing Management. 12-е изд. CПб.: Питер, 2007. 816 с.
10. Панкрухин А. П. Маркетинг: учеб. для вузов 4-е изд., стер. М.: Омега–Л, 2006. 656 с. (Гильдия маркетологов).
11. Щегорцов В. А., Таран В. А., Хозов В. Ф. Конкуренция и рынок. М.: МСЭУ, 2003. 318 с.
12. Ноздрева Р. Б., Крылова Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. М.: ПРОСПЕКТ, 2005. 231 с.
13. Гунин В. И., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 1999. 328 с.
14. Давлетбаева Л. Ф. Жизненный цикл товара // Вестник ОГУ. 2010. № 13(119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-tsikl-tovara (дата обращения: 18.07.2025).
15. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / под ред. Г. Л. Багиева. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 736 с.

Eng

1. Tsoy, A. S. (2021, May 19). The quality of management a design organization in accordance with normal requirements [Paper presentation]. XX International Scientific Conference "Youth. Society. Modern Science, Technology and Innovation", Krasnoyarsk, Russia.
2. Glichev, A. V., Azgaldov, G. G., Krapivensky, Z. N., et al. (1968). Qualimetry - the science of measuring product quality. Standarty i Kachestvo, (1), 34–35. [in Russian language]
3. Borodkina, S. V., Kubaeva, A. E., Nevzorov, D. S., & Koldin, M. S. (2022). Product quality control at the stages of its life cycle. Nauka i Obrazovanie, 5(2). [in Russian language]
4. Permovsky, A. A., Romanovskaya, E. V., Bakulina, N. A., & Maksimova, K. A. (2020). Control of product quality management at the enterprise. Moskovskii Ekonomicheskii Zhurnal, (11), 57. [in Russian language]. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10766
5. Elbieva, L. R., Sadilova, A. B., & Isakova, B. L. (2022). Theoretical aspects of product quality management. Ekonomika i Predprinimatelstvo, (4), 896–899. [in Russian language]. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.141.4.161
6. Martyanov, K. P., Naugolnova, I. A., & Pavlov, I. B. (2023). Functional, systemic and process approaches to enterprise management. Kreativnaya Ekonomika, 17(10), 3677–3688. [in Russian language]. https://doi.org/10.18334/ce.17.10.119284
7. Sultanov, I. A. (2020). Project quality management: Conceptual approaches and practical methods. Metody Menedzhmenta Kachestva, (10), 14–21. [in Russian language]
8. Vasiliev, V. A., & Alexandrova, S. V. (2022). Quality management based on digital technologies. Naukoemkie Tekhnologii v Mashinostroenii, (9), 18–25. [in Russian language]. https://doi.org/10.30987/2223-4608-2022-9-18-25
9. Kotler, P., & Keller, K. L. (2007). Marketing management (12th ed.). Piter. [in Russian language]
10. Pankrukhin, A. P. (2006). Marketing (4th ed.). Omega-L. [in Russian language]
11. Shchegortsov, V. A., Taran, V. A., & Khozov, V. F. (2003). Competition and market. MCEU. [in Russian language]
12. Nozdreva, R. B., Krylova, G. D., & Sokolova, M. I. (2005). Marketing. Prospekt. [in Russian language]
13. Gunin, V. I., Barancheev, V. P., Ustinov, V. A., & Lyapina, S. Yu. (1999). Innovation management. INFRA-M. [in Russian language]
14. Davletbaeva, L. F. (2010). Product life cycle. Vestnik OGU, (13(119)). [in Russian language]. https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-tsikl-tovara
15. Bagiev, G. L., Tarasevich, V. M., & Ann, H. (2008). Marketing (3rd ed.). Piter. [in Russian language]

Рус

Статью можно приобрести в электронном виде (PDF формат).

Стоимость статьи 700 руб. (в том числе НДС 20%). После оформления заказа, в течение нескольких дней, на указанный вами e-mail придут счет и квитанция для оплаты в банке.

После поступления денег на счет издательства, вам будет выслан электронный вариант статьи.

Для заказа скопируйте doi статьи:

10.14489/td.2025.12.pp.068-075

и заполните  форму 

Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных.

.

 

Eng

This article  is available in electronic format (PDF).

The cost of a single article is 700 rubles. (including VAT 20%). After you place an order within a few days, you will receive following documents to your specified e-mail: account on payment and receipt to pay in the bank.

After depositing your payment on our bank account we send you file of the article by e-mail.

To order articles please copy the article doi:

10.14489/td.2025.12.pp.068-075

and fill out the  form  

 

.

 

 
Поиск
На сайте?
Сейчас на сайте находятся:
 85 гостей на сайте
Опросы
Понравился Вам сайт журнала?
 
Баннер
Rambler's Top100 Яндекс цитирования