Журнал Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике
The journal of the Russian society for non-destructive testing and technical diagnostic

| Русский Русский | English English |

Главная Новости Разная информация Александру Петровичу Гусеву– 85-лет!
23 | 04 | 2024
Александру Петровичу Гусеву– 85-лет!
Разная информация
Добавил(а) Administrator

gusevИзвестный ученый в области магнитных методов и средств неразрушающего контроля, доктор технических наук Александр Петрович Гусев родился 18 апреля 1938 года в г. Ирбите Свердловской области. В 1966 г. он окончил физический факультет Уральского государственного университета им. М. Горького по специальности «теоретическая физика». После окончания университета до 1970 г. работал научным сотрудником в Институте физики металлов УрО РАН (Свердловск). Затем аспирантура в ИФМ УрО РАН и в Отделе физики неразрушающего контроля Академии наук Беларуси, после окончания которой с 1971 г. работа в ОФНК АН Беларуси, переименованном в 1980 г. в Институт прикладной физики НАН Беларуси.

В 1977 г. в диссертационном совете при ИПФ НАН Беларуси А.П. Гусев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.02.11 на тему «Исследование электромагнитных процессов в движущихся телах и разработка магнитоферрозондового метода контроля качества плоских изделий с использованием локального намагничивания». В работе на основе экспериментальных исследований дан анализ взаимосвязи магнитного поля вихревых токов, плотности их распределения в движущемся металле и пондеромоторных сил в системе источник поля – движущаяся пластина.

В 1994 г. в диссертационном совете при ИФМ УрО РАН А.П. Гусев защитил диссертацию по специальности 01.04.11 на соискание ученой степени доктора технических наук на тему «Магнитное поле групповых (взаимодействующих) включений и дефектов материалов при неоднородном намагничивании, разработка средств контроля строительных конструкций и изделий машиностроения». В работе получены общие аналитические решения задачи формирования магнитного поля сферических и цилиндрических групповых включений в изотропной среде и дефектов материалов под воздействием неоднородного магнитного поля. Дано аналитическое решение задачи о магнитном поле различных типов поверхностных дефектов ферромагнитных материалов при одно- и двухполюсном локальном намагничивании.

В последующий период в задачи научных исследований А.П. Гусева по взаимосвязи магнитных полей рассеяния с параметрами дефектов включены вопросы взаимосвязи полей рассеяния дефектов с формированием магнитных потоков в намагничиваемых телах. Основным итогом исследований в данном направлении (и вкладом в классическую физику магнетизма) является предложенная А.П. Гусевым новая модель формирования намагниченности материала ферромагнитных тел, отличающаяся от общепринятой модели одновременным действием двух взаимосвязанных магнитных потоков – магнитного потока, пересекающего границы тела, и магнитного потока, замкнутого внутри тела. Изменение намагниченности материала при этом под влиянием внутреннего потока происходит по петле магнитного гистерезиса материала ферромагнетика, под влиянием проходящего магнитного потока – по петле магнитного гистерезиса тела.

С использованием результатов научных исследований разработаны магнитоферрозондовые приборы типа ДФП и ИПР-1 для дефектоскопии изделий машиностроения, строительных конструкций и диагностики силовых трансформаторов, разработаны эталоны единицы магнитной индукции слабого постоянного и переменного магнитных полей, которые утверждены в качестве национальных, внесены в Государственный реестр Республики Беларусь (№ НЭ РБ 21-13;  № НЭ РБ 27-15) и введены в эксплуатацию.
А.П. Гусевым опубликовано более 100 научных работ, он является обладателем 23 изобретений и патентов, награжден знаком «Изобретатель СССР».

Большое внимание А.П. Гусев уделяет сотрудничеству с вузами страны, участвуя в руководстве дипломными работами и магистерскими диссертациями студентов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники и Национального технического университета РБ, более 15 лет является председателем ГЭК на кафедре «Робототехнические системы» БНТУ. В качестве эксперта Александр Петрович участвует в работе Фонда фундаментальных исследований НАН Беларуси и экспертного совета при Госкомитете по науке и технологиям Республики Беларусь.

От имени Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике, коллективов Института прикладной физики НАН Беларуси, Фонда фундаментальных исследований НАН Беларуси и экспертного совета при Госкомитете по науке и технологиям Республики Беларусь, ЗАО «НИИ интроскопии» МНПО «Спектр», редакций журналов «Территория NDT» и «Контроль. Диагностика», а также коллег и друзей сердечно поздравляем Александра Петровича с Юбилеем, желаем неразрушаемого здоровья, благополучия и новых творческих достижений.

​

На сайте?
Сейчас на сайте находятся:
 28 гостей на сайте
Опросы
Понравился Вам сайт журнала?

Баннер